Get Adobe Flash player
iud01 iud19 iud10 iud30 iud34 iud24

Выживание Израиля

Раздавив Иерусалим, Рим в метрополии выступает в роли христианской церкви; одновременно другая великая цитадель древнего язычества — Вавилонская башня — становится столицей иудаизма изгнания. Нет ли в этих фактах значимого символа?

Иудея, обитавшая за Евфратом со времен двух великих депортаций (597—586 гг. до н. э.), насчитывала в римскую эпоху миллионы и была сгруппирована в основном в таких центрах, как Нехардея, Сур, Пумбедита, Махоз, Нисибин. Они обладали широкой внутренней автономией и управлялись экзилархами, которые объявили себя прямыми потомками царского дома Давида. Они выдвигали требование связать с библейскими временами институт экзилархата в Персии. Экзиларх, иудейский князь, имевший ранг правителя, обладал сильной властью над многочисленными иудейскими поселениями в Вавилоне и по всей Персидской империи. Начиная со II века, наряду с экзилархами в Вавилоне, элита духовных учителей, ученых, раввинов сгруппировалась в академиях, руководители которых после уничтожения центра в Земле обетованной стали духовными отцами иудаизма изгиаиия V— X веков.

Рав и Самуил были основными деятелями подъема вавилонского иудаизма в академиях Сура и Пумбедиты, где они обучали духовным дисциплинам тысячи учеников, объединив свои усилия с усилиями учителей Земли обетованной, чтобы обеспечить выживание Израиля и его писаний.

В VI веке до н. э. разрушение Храма Соломона и полувековое Вавилонское пленение поставили евреев в ситуацию, продлившуюся два тысячелетия, когда в результате разрушения Второго Храма и изгнания они оказались в заточении. К этой величайшей эпохе следует отнести время появления учреждения, ставшего центром и движущей силой еврейской жизни — синагоги, дома людей, дома общности; это было религиозное, общественное, политическое место кагала га кодеша — святого собрания правоверных. Здесь ежедневно собирались, чтобы молиться, учиться, спорить и обсуждать вопросы, затрагивавшие общие интересы. Она была местом изгнания иудеев, не Храмом, где Бог присутствовал во время свершаемых для него жертвоприношений, а в самоуничижении изгнания — укрытием для высшего лишения. Чаще всего эго была простая комната, в которой находился шкаф, куда убирались свитки Торы, и несколько скамей для прихожан; без храмовой музыки, без проповедника.