Get Adobe Flash player
iud19 iud34 iud01 iud24 iud09 iud12

Условный язык

Семнадцатого сентября 1394 года вышел мрачный эдикт, согласно которому все евреи изгонялись из Франции, а спустя столетие, в 1492 году, евреям предстояло быть изгнанными из Испании. Эти два события в определенной мере объясняют скромное развитие чисто теологических исследований в иудаизме того периода.

Иудаистские теологические системы возникли во взаимодействии библейско-талмудической мысли с исламом и христианством, с одной стороны, и платонизмом и аристотелизмом, — с другом. Но попытки разработать теологию или догматику в иудаизме никогда не были в центре религиозного внимания Израиля. Впрочем, река жизни продолжает течь, а мысль Израиля отличается глубокой связностью и внутренним единством, которое не перестает вызывать удивление и восхищение у того, кто ее обнаруживает. Но это единство не принадлежит к концептуально логическому типу. Оно конкретно и органично и выражено, как это имеет место в Библии, в динамической форме, которая создает свои чистые гармонии, не подпадая под зависимость от абстрактного и тем самым условного языка. Иегуда Галеви хорошо это понимал. Религия Израиля, в первую очередь, — это участие в исторически пережитом опыте всего народа, всегда хранящего свою связь с реальной ситуацией. Мысль в своем воплощении требует завершения акта.

Талмуд рекомендовал размышления над тайным, абсолютом Слова и требованиями общественной и личной жизни в двух основных типах его разработок: Агада и Галаха. Именно через библейско-талмудическое размышление Израиль обеспечил свое выживание и построил свое пребывание в изгнании. Чтобы понять его и прожить его, теологи по берегам реки жизни пытались писать грамматику этого языка, излагавшего деяния Бога-создателя. Они пытались сделать доступной для разума тайну его суда и милосердия. Тайна его бытия передана в Торе — абсолют-в-форме-слова, — и ее откровение проявляется в истории Израиля, народа-теофора. Маймониду удалось превосходно определить в стихах тринадцать заповедей веры — фундаментальных догм иудаизма, которые следует принять (противное означает отступничество): верить совершенной верой в Бога-создателя, единого, вечного, бестелесного, первого и последнего, единственно обожаемого, чье аутентичное слово выражено в послании, сообщенном пророками.