Get Adobe Flash player
iud30 iud34 iud19 iud09 iud01 iud12

Триумф каббалы

Триумф каббалы. Катастрофа, которая в 1492 г. постигла испанский иудаизм, основной очаг каббалистических учений, оказалась одним из самых жестоких испытаний диаспоры. Изгнание обозначило начало самого сурового исхода людей, ждавших искупления и несущих о нем весть. Постепенно апокалипсическо-мессианские тенденции иудаизма слились с эсхатологией каббалы.

Изгнание довело все живые силы духовности Израиля до горячего требования окончания изгнания. Очищение, умерщвление плоти и молитва должны с боем штурмовать врата искупления и вызвать волну милосердия. Взгляды каббалистов были устремлены к Земле обетованной, которая на некоторое время вновь ожила. Это возвращение настойчиво требовало конца изгнания и установления в Израиле филиаций и полномочий, уничтоженных в момент разрушения Храма.

Была сделана попытка решения одной из самых глубоких драм диаспоры — драмы раввинского посвящения, передача которого была запрещена в период гонений в правление Адриана, что повлекло за собой разрыв традиции, которая, связанная с разрушением Храма, завершила в духовном плане распад Израиля, отсеченного от своей земли и от своего Бога. Иаков Бейрав, изгнанный из Испании, бежал в Тлемсен, затем был раввином в Фесе, а в 1534 году он прибыл в Сафед, где стал первой величиной в этом культурном центре. Традиционная позиция состояла в желании, чтобы только межисторическое сверхъестественное вторжение Мессии могло восстановить в Израиле сакраментальную преемственность и священство. Ссылаясь на положение Маймонида, Бейрав утверждал, что раввинское посвящение могло быть восстановлено через единодушие раввинов Земли обетованной, соединенных в соборе судей. Он собрал судей — 25 раввинов, которые признали его полномочия соединять полноты жертвоприношения через раввинское посвящение (слшха, или рукоположение). Бейрав также считал, что восстановление синедриона должно предшествовать приходу Мессии и его готовить. Непримиримый, но верный самым глубоким значениям, Леви ибн Хабиб, великий раввин Иерусалима, поддержанный Моисеем де Кастро, выступил против реформы, напоминая, что только Мессия, служитель культа и царь, мог уполномочить на то, чтобы раввинское посвящение позволяло рукоположение. Восстановление синедриона, равно как и восстановление Храма, возможно только после прихода Мессии. Безнадежное предприятие Бейрава не продолжилось после его смерти, но проблема, над которой он бился, стала одним из ключей в изгнании народа Израиля.