Get Adobe Flash player
iud24 iud19 iud10 iud01 iud30 iud09

Талмудическая традиция

Грех нарушает гармонию высшего мира сфир, провоцирует уход шхины, реального присутствия Господа в Земле обетованной и его земного гомолога — синагоги, «ослепшей красоты», пока Сатана празднует победу, она плачет в ночи одиночества в ожидании («побуждение снизу, зовущее побуждение сверху») того, что молитва, праведность, раскаяние заделают трещину греха и позволят искупление, пришедшее от единственного Бога, полноту безграничного Царства любви. Связь между Богом и человеком абсолютна. Человеческая душа (вегетативная — нефеш, интеллектуальная — руах и духовная — нешомо) на пути к союзу осуществляет совершенство своего божественного подобия и достигает вечности жизни. Судьба души, ее блаженство или ее вечная кара — одна из любимых тем «Зоара». В описании блаженство душ, охраняемых божественным сиянием, чередуется с ужасной карой, предуготовленной проклятым.

Учение, чуждое талмудической традиции, которая вообще не упоминается (учение о переселении душ), вновь возникает с появлением спекулятивной каббалы, а в последующем каббал изме его ожидает особая судьба. Вероятно, оно было принято провансальскими каббалистами, которые написали или издали (позаимствовав ее у катаров) книгу «Багир».

Бог, сверхъестественный мир, человек, преображенный сиянием слова, дух души и ее последовательные очищения вплоть до самого возвышенного света преображающего союза, мир земной и мир демонический вплоть до адского пламени — таковы основные темы обширного апокалипсиса, над которым каббалисты приподняли покров. Но это монументальное произведение не в меньшей степени, чем Библия или Талмуд, не может допускать краткое изложение. Народ Израиля снова узнал себя в этой книге, потому что она не была книгой тех, кто читает, книгой, которой отдаются. С этого момента его размышления, близкие размышлениям Библии и Талмуда, завоевывают все более широкие круги поклонников — вплоть до обнародования во всех сообществах диаспоры через страстную проповедь каббалистов школ сафеда.