Get Adobe Flash player
iud03 iud19 iud24 iud34 iud12 iud30

Страницы Библии

Шломо ибн Гвироль умер, когда ему только исполнилось 30 лет, страдая от болезни (проказа, волчанка или туберкулез кожи). Это поэтическое произведение обессмертило мысль автора. Его языческие религиозные поэмы по мысли и форме сближаются с самыми прекрасными страницами Библии. И в этом гениальном произведении мы обнаруживаем один за другим фрагменты, напоминающие Исайю, Евангелие от Иоанна, Вийона и Рембо; оно напнсано языком, блеск и жесткость которого часто предвосхищает мастерство Валери.

Рядом с этим одиноким гением Испания просто должна была породить самого популярного ребе синагоги, неоспоримого мэтра иудейской духовности, дающего неиссякаемый источник мистического вдохновения иудаизма. Бахъя ибн Пакуда — автор единственного труда «Обязанности сердца», в котором раскрывается тайна его личности и неисчерпаемая глубина его учения. Этот труд, написанный поарабски, был переведен на средневековый иврит и почти на все разговорные еврейские диалекты. По сути, книга представляет собой путеводитель по внутренней жизни, мемориал совершенству, которого Бог требует от верующего. Бахья опирается нате же самые философские посылки, что и Саадия, но идет дальше использования платоновской философии и мусульманско-христианской духовности. Он имплицитно цитирует Евангелие и эксплицитно вдохновляется в поисках истины неиудейскимп источниками. Его труд представляет собой размышления, разбитые на десять «портиков», о символах веры синагоги. «Слушай, Израиль. Господь — Бог наш, Господь — един, и ты полюбишь Господа твоего Бога всем твоим сердцем, всей душой, всеми твоими силами». Слушание предполагает в первую очередь определенное молчание души, чтобы она могла впустить в себя фундаментальное утверждение Откровения, Разума и Традиции, Единства Божия, которое Бахья доказывает путем с и 11 теза каламимеского, талмудического и неоплатонического учений («Трактаты об искренних братьях»). Единство Божье предполагает единство всего творения в целом, и, для того чтобы этому соответствовать, правоверный должен создать в себе молчание перед реальностью и созерцать творение в согласии с семью путями Мудрости. Он должен заставить свой бунт смолкнуть и подчиниться воле Божьей, отказаться от своего желания, чтобы свободно отдаться воле Господа. Очищение в поступках научит его молчанию страстей, желаний, и он должен заставить свою гордыню замолчать, чтобы расцвести в истинном послушании поведения человека.

Слушание — это в первую очередь умение молчать, но это также попытка соответствовать величию полученного послания. Покаяние позволяет человеку преодолеть врожденную двойственность его существа (душа и тело, дух и материя), чтобы осуществить в себе гармонию присутствия, присутствия Божия. Анализ сознания, разъясненный согласно 32 путям доступа к внутреннему свету, позволяет человеку стать вместилищем силы божественной истинности. Аскеза, отказ ото всего, что не является строго необходимым для жизни, подкрепляет бытие в молчании и способствует пришествию любви. Любовь — это порыв души, который по своей сути направлен к Богу для соединения в его наивысшем свете. Любовь есть не что иное, как единство, триумф которого обеспечивается в сердце, отказавшемся от иллюзии ради приобретения в его глубине присутствия Господа. Любовь — это конечная цель откровения Израиля. Бахья требует установления братств, полностью посвященных культу Бога и продвижению Его любви среди людей для триумфа Его царства. Этот глубокий и надежный путеводитель по внутренней жизни длительное время имел постоянное влияние в Израиле. Здесь, несомненно, мы имеем самый чистый источник аскетическо-мистической теологии иудаизма.

Иегуда Галеви, несмотря ни на что, сумел подняться до объективного взгляда на судьбу своего народа. В ответ на противостояние философского движения, насыщенного каламом, неоплатонизмом и арнстотелизмом, Иегуда Галеви привел иудаизм к осознанию его сверхъестественного и исторического истинного предназначения. Его труд «Кузари» написан в форме диалога (перед царем хазар, который в конце концов обращается в иудаизм) между учеными — христианином и мусульманином и раввином, — диалога, критикующего философское знание. В основе религиозной веры лежит ие разум, а Откровение, заложенное в Торе, данной Богом Моисею, которая публично была передана Израилю. Союз с Богом, который является целью человека, осуществляется через веру, а ие через интеллект. Задолго до Паскаля Галеви уже выступил против Бога философов и за Бога Авраама, Исаака и Иакова. Тора таит в себе Истину, но ее полнота раскрывается только в Земле обетованной, в жизни Храма, священнослужителей, в жертвоприношениях — в том, что составляет сердце и душу Израиля. Кроме того, сам Израиль — это живое сердце и душа нации.