Get Adobe Flash player
iud19 iud10 iud12 iud24 iud01 iud03

Сплоченность иудаизма

Раввинам удалось добиться чрезвычайной сплоченности иудаизма изгнания, когда, находясь среди иных народов, они связали свою судьбу с судьбой Слова, данного в Откровении, и заставили его смириться с испытанием, необходимым для последних свершений Искупления. Внешнее давление, гонения всегда только упрочнвали сплоченность группы и способствовали ее сосредоточенности на своих внутренних источниках. Поэтому удивительно обнаружить самое мощное раскольническое движение времен Изгнания в момент, когда расцвел ислам и для евреев открылись новые духовные и человеческие горизонты. Это расширение позволило антнталмудической группе раскольников утверждаться, порой компрометируя столь трудолюбиво приобретенные результаты раввинского учения. Небывалая революция, которую ислам произвел в мире, его духовные, интеллектуальные, политические и экономические гонения вскоре заставили клокотать умы иудеев. Появились ясновидцы, сообщающие о конце света и пришествии царства Сына Давидова, а тем временем реформаторы восстали против ига Талмуда. Самое древнее из известных раскольнических движений возникло вскоре после появления ислама. Его основатель Абу Исаиз Исфагана в 685—692 годах организовал выступление против Омейядского халифа Абд аль Малика. Его апокалипсическое мессианство реабилитировало Христа и Мухаммеда и вело к глубокому пересмотру иудаизма. Он потерпел поражение, но последовали другие мессианские вспышки (Серен Сирийский, 720; Югдан Хамаданский, 760). Один из этих вдохновителей, о котором, видимо, Маймонид говорит в письме к иудеям Йемена, потерял голову в прямом значении этого слова, после того как заявил султану, что никогда никакая сабля не сможет сделать ему больно.