Get Adobe Flash player
iud01 iud30 iud10 iud09 iud12 iud34

Соприкосновение человеческого разума

Начало иудейской экзегезе было положено, несомненно, при появлении первых книг Библии. Мидраш галаха и Мидраш агада — это самые древние формы размышления и изложения священного текста, чтобы преобразовать его в законы и использовать в обучении. Мидраши передают нам неисчерпаемое сокровище первого соприкосновения человеческого разума с Книгой Божьей. Гиллель знаменует новый этан в древнееврейской экзегезе, сформулировав семь правил традиционной герменевтики, тогда как его ученик Иоханан бен Заккай предпочитал принимать более символическую экзегезу. Талмуд, находящийся между этими двумя полюсами, суммирует огромное количество мыслей Израиля по поводу Библии до V века. После караимского раскола Саадия торжественно открывает новую эру — эру, когда заново был выявлен прямой смысл библейского текста: с помощью перевода, но главным образом также с прояснением причин и привлечением точных наук. В Северной Африке и Испании новый дух переживает триумф. Филология и сопоставительная грамматика вступают в борьбу за новое понимание Библии. Триумфом библейского обновления отмечены XI—XII века (Авраам ибн Эзра, Моисей Гикатилья) в Испании и Франции, особенно в Провансе. Отдельно следует здесь упомянуть Раши (рабби Соломон Ицхаки) из Труа в Шампани, умершего в 1105 г. Популярность и распространение его комментария Библии остались непревзойденными. Гениальная компиляция мидраша глубоко передает самый тонкий духовный смысл и прозорливую интуицию трудностей текста. Традицию испанских учителей с блеском венчает Маймонид, и эстафету подхватывает семейство Кимхи в Нарбоннс.