Get Adobe Flash player
iud34 iud24 iud19 iud10 iud01 iud12

Смертельный удар раскола

На сообщество снова обрушился смертельный удар раскола. С одной стороны — хасиды, движимые религиозным порывом, который порою приводил их к реальностям, аутентичным жизни духа, с другой стороны — митпагдим, противники хасидов, которые замкнулись в самом суровом интеллектуализме Талмуда. Наиболее известны й представитель митнагдим — виленский гаон Элиягу. Между ними часто возникала безжалостная война.

Хасиды объединились в сообщества, преданные духовному учителю, цадику «справедливому» (почитаемому как посредник между человеком и Богом). Цадик слыл чудотворцем, исповедником и духовным наставником. В проповедях хасиды делали упор на внутреннюю жизнь верующего. Неусыпная радостная аскеза должна была очищать душу, принося ему бедность и унижения, необходимые для молитвы сердца, концентрации, обожания, зарева любви и, наконец, тайны и совершения союза. Многочисленные школы бесконечно варьировали формулировку учения Баал Шема. Назовем такие имена, как Яаков Йосеф из Полон ного, Дов Бер из Межерич, Леви Исаак из Бердичева, Шнеор Залман из Лиозно, Менахем Мендель из Витебска, Нахман из Брацлава и т. д.

Некоторые хасидские произведения не избежали определенного язычества. Жизнь среди людей и тем не менее пребывание при этом наедине с Богом в абсолютных любви, жизни и свете — такова была цель этой духовной революции, характеризуемой коллективным религиозным восторгом, который она вызывала через экзальтацию и — часто — через величие надиков и чудотворных раввинов, которые иногда были аутентичны духовным учителям. Духовность хасидизма вульгаризировала в Европе основные темы каббалы, принявшись их заботливо интерпретировать таким образом, чтобы они стали доступными для набожных масс. Направление приняло литургию Лурии. Молитва хасидов оживлялась своего рода священным танцем, в котором тело соединяется с душой, с тем чтобы добиться искупления Израиля, ведущего к всеобщему спасению.