Get Adobe Flash player
iud01 iud19 iud12 iud24 iud30 iud03

Религиозное правило иудаизма

По мере того как продолжалось изгнание, религиозное правило иудаизма было определено с большой жесткостью и точностью. Первым усилием в этом направлении стало краткое аналитическое изложение содержания Талмуда, изданное в 60-е гг. VIII в. Иегудаи Гаоном в Суре. В этой области, как и во многих других, дух синтеза Саадни вызвал реформу, последствия которой были значительны. Он сделал синтетическое «краткое изложение» талмудического Закона, сформулировав его статьи без ссылок на источники. Итак, каноническое право имело тенденцию выдавать себя за автономную науку. Этот новый способ был вдохновлен рядом великих канонистов синагоги школы хаи гаон (гражданское законодательство) и марокканца Ицхака аль-Фаси. В этой области произведение Маймонида исключало впредь любые попытки иных толкований. Его новая формулировка Закона Израилева была первой (и, несомненно, последней), предложившей интегральный синтез иудейской традиции, начиная с Торы, Мишны, Талмуда — и до современного развития талмудической литературы. Труд представляет собой теологический итог, который начинается с «Книги знаний» и «Книги любви» и заканчивается эсхатологическим видением Царства славы Мессии. Призведение Маймоиида повлияло на последующие толкования религиозного, гражданского и уголовного закона, одно из которых, «Шулхан арух» («Накрытый стол, или Тора, доступная всем») Иосефа Каро, имело на иудеев всего мира самое продолжительное и мощное воздействие. Начиная с 1567 года им руководствовались все набожные евреи с такой же дотошностью в обилии деталей, как самый непререкаемый устав командует жизнью монастыря. Этот труд остается последней попыткой, имеющей законную силу, и используется иудаизмом изгнания для определения и унификации свого религиозного Закона.

Труд начинается с призыва служить Богу каждый день, каждый миг, с рвением и усердием. Любой поступок, сколь бы незначительным он ни был, поскольку происходит в сознании по велению Божьему, является через милость носителем света и спасения. Каждое движение: пробуждение, одевание, омовение, прием пищи, любовь, учение, молитва — все должно быть выполнено в связи со славой Божьей на безусловно безвозмездной основе по велению Божьему. Строгий и жесткий кодекс, составленный в рамках средиземноморского иудаизма, освещен, однако, изнутри таинственной субстанцией, которую придает ему автор «Шулхан арух». Моисей Исерлес расширил кодекс Каро дополнительными заметками, которые были продиктованы религиозными обычаями, возникшими в Германии и Польше. Его комментарий (он называется «Скатерть») окончательно придает труду Каро сияние, осветившее весь иудейский мир.