Get Adobe Flash player
iud24 iud01 iud19 iud10 iud09 iud12

Раскрепощение

Раскрепощение вызвало раскол в реформации и контрреформации, жестокие схватки между которыми уродовали единство Израиля и вели к потере духовной аутентичности. Забвение основных обетов, бывших фатальными в иудаизме, как если бы Бог вновь одновременно со злом создал от него рецепт.

Такой же симбиоз, который начиная с VIII века был с арабами, характеризует и историю иудаизма начиная с XIX века, но уже в соотнесении с современной европейской мыслью. Новый духовный расцвет состоялся, по, как это представляется, не в традиционном смысле, который был смыслом иудейских теологов мусульманской Испании. Новые реформаторы вынуждены были черпать вдохновение из немецких источников XIX века, чтобы сформулировать свои новые устремления и распространять свои идеи по каналам прогрессивной литературы на древнееврейском (журнал «Гамеасеф», 1784—1811) или немецком языке.

В России интеллектуальное движение было еще глубже. Отказавшись от изысков западного синкретизма, гаскала, которую ввел в России Ицхак-Бер Левинсон, старалась вызвать мощное пробуждение еврейских масс, которое способствовало подъему сионизма, движения по возрождению Израиля. Впрочем, повсюду еврейская аутентичность укрывалась в плане человеческих ценностей и повышения филантропических ролей в обществе (создание Всемирного еврейского союза, 1860, и крупных международных организаций для помощи угнетенным и нуждающимся евреям). В контакте с Западом еврей раздвоился, и из этой двойственности родилось критическое размышление о его личном положении. Современный мир, предпочтя определенную трансцендентность, приобретенную им в отношении тех, кого он освободил от векового рабства, вызвал развитие религиозной реформы, которая зародилась в Германии, а затем охватила Великобританию, Соединенные Штаты, Францию, а позднее и Южную Африку.