Get Adobe Flash player
iud34 iud24 iud12 iud10 iud30 iud01

Проповедники партии саддукеев

Жрецы и проповедники партии саддукеев, яростно привязанные к величию Храма и превосходству избранной нации, основывали свой духовнополитический консерватизм на бескомпромиссной верности букве Моисеевой Торы. Только законные предписания, эксплицитно сформулированные в Пятикнижии, вводят веру Израилеву. Отсюда чрезвычайная строгость в области уголовного права. Отсюда отказ от провозглашенных фарисеями загробной жизни, бессмертия души и воскрешения из мертвых, с точки зрения саддукеев недостаточно засвидетельствованных в Торе Моисея. Партия саддукеев, привязанная к Храму, погибла вместе с ним.

Фарисеи, значение которых росло, начиная с Йоханаиа Гиркана (135—104 гг. до и. э.) признавали, наряду с письменной традицией, традицию устную, которая подкрепляла авторитет интерпретации Торы в устах Отцов церкви и ее адаптации применительно к определенным принципам в конкретном историческом контексте. Фарисеи (нерушим — «отделенные») были своего рода религиозным орденом, одновременно созерцательным, морализирующим и поучающим; они определяли основные религиозные понятия иудаизма: справедливость Божию и свободу человека, личное бессмертие, суд после смерти, рай, чистилище и ад, воскресение из мертвых, царство славы. Все эти учения через апостола Павла, который с гордостью называл себя «фарисеем, сыном фарисея», были приняты церковью. Презрительное отношение, часто придаваемое слову «фарисей», мягко говоря, несправедливо. Совершенно забыта та определяющая роль, которую они сыграли в религиозной жизни не только иудаизма, но и — это можно сказать с полной определенностью — всего человечества. В I в. до н. э. фарисейское течение претерпело раскол на два враждующих направления. Школа Шамай отличалась жесткой интерпретацией Торы и бескомпромиссностью (это экстремистское крыло зелотов играло ведущую роль в аитирнмском восстании). Школа Гиллсля Старшего — более мирная. После разрушения Второго Храма превалирует школа Гиллеля, что обеспечит единство учения в фарисейском течении, и через него выживет иудаизм как таковой.