Get Adobe Flash player
iud01 iud10 iud03 iud24 iud19 iud34

Преображенные ученики

Преображенные ученики, которых называли «львятами» (среди них назовем Исраэля Саруга), отправились ио свету возвещать благую новость. Она разошлась по всему Израилю с невиданной скоростью. Очень широко распространившаяся обширная литература дала учению Лурии возможность достичь каждого еврейского очага. Мысль, верования, литургия, ритуалы, религиозные обряды иудаизма всей диаспоры были пропитаны, изменены, обновлены, превознесены иод воздействием Лурии и его школы.

Многие молитвы, которые и поныне возносятся в синагогах самими евреями, совершенно чуждыми какому-либо мистицизму, ведут свое происхождение и находят свое объяснение и вдохновение в учениях ребе, быстро ставших легендарными для толпы. Лурианская каббала, несмотря на то что она сильно пропитана гностицизмом, была последним из великих духовных движений, которые должны были охватить все страны и все семьи Израиля, последним болезненным утверждением веры п надежды иудаизма диаспоры в последнем ожидании искупления Мессии.

Саббатианская ересь. Страдание от изгнания становится еще более невыносимым, когда рассматривается в своей оптологической реальности и растет жажда возвращения. Каббала, распространяя свои эсхатологическо-мессианские учения, обострила нетерпение загнанных в гетто людей и подготовила умы к великому еврейскому бунту против средневековой ортодоксии членов. Мистическое пробуждение, которому способствовали гонения со стороны инквизиции и бесконечные депортации, сделало неминуемым появление апокалипсиса Мессии славы. И вот в году в Смирне Шабтай Цви провозгласил себя Мессией, ожидаемым Израилем. Это явилось огнем, поднесенным к пороховому складу изгнания. Вхождение «Мессии» в Иерусалим, его триумфальное путешествие в Землю обетованную и великие средиземноморские центры диаспоры — все это подняло гигантскую волну мистического энтузиазма.