Get Adobe Flash player
iud30 iud01 iud12 iud34 iud10 iud09

Письменный Закон

В школах Земли обетованной (Кесария, Сефорис, Тверия и Уша) и Вавилона (Нехардея, Сур, Пумбедита) амораи, или комментаторы, трактовали Мишну подобно тому, как таинаи трактовали Тору. Из поколения в поколение школы Иудеи передавали друг другу, приумножая его, наследие устной традиции Израиля. Продолжающееся изгнание и все усиливавшаяся шаткость положения иудеев заставили отбросить — сперва в Иудее, затем в Вавилоне — щепетильность и настаивать на том, что единственный письменный Закон содержится в Библии, и было решено записать учение школ о Мишне. Глава тверийской школы Иоханан бар Наппаха заложил основы труда, питавшего в течение двух веков энергию школ Земли обетованной и законченного в IV веке, — Иерусалимского талмуда.

В Вавилоне труд по кодификации последних достижений традиционной науки вершился с еще большей широтой. Рав Хуна, Рав Гисда, Рав Нахман бен Ицхак, Рава и Аббайе продолжили и развили учение двух основных творцов возрождения вавилонского иудаизма Рава и Шмуэля. По тем же принципам, которым следовали раввины Земли обетованной, Рав Аши заложил основы компиляции, которая была завершена Равиной. Так появился труд, который постепенно возобладал в иудаизме изгнания, — Вавилонский талмуд.

Объем Вавилонского талмуда в восемь раз больше Иерусалимского талмуда. Причем он отличается более сжатой аргументацией, более живой прозорливостью и более глубоким суждением. Он получил большее распространение, чем Иерусалимский талмуд. Его первое полное издание вышло в Венеции.