Get Adobe Flash player
iud03 iud34 iud24 iud12 iud30 iud19

Ортодоксальный иудаизм

В историческом масштабе судьбу человечества венчает царство Мессии (неверие в него как в человека считается отступничеством). Христианство и ислам — необходимые этапы на пути человечества к своему концу, а далее идет искупление Израиля, всемирный триумф Мессии Славы и, согласно тринадцати статьям веры, восстание из мертвых.

Величию этого труда было суждено праздновать победу над жесткой критикой, которая обрушилась на него со стороны ортодоксального иудаизма. В ряде сообществ книгу сжигали, повсеместно велись споры — до тех пор пока новые учения не добились всеобщего признания. Переведенный на латынь труд Маймонида оказал огромное влияние на Фому Аквинского и еще большее па Мейстера Экхарта’. Впрочем, впоследствии его принцип «я — хороший, Бог — нехороший», проистекший непосредственно из Маймонидовой теории символов, был отвергнут многими иудейскими теологами.

В частности, Хисдай Крескас соглашался в связи с этим с критикой теории Маймонида, которой она была подвергнута со стороны томизма. Существует положительная аналогия между символами и божественной сутью. Именно за рамками сути, ведомой Богу, и существует непознаваемая природа. Труд Крескаса «Свет Предвечного» — один из последних великих вкладов Испании в иудейскую мысль. Далее политическая ситуация в стране стала ужесточаться. Преследования вынудили иудеев замкнуться в самих себе, а их испытания усилились. Ученик Крескаса Йосеф Альбо, решившийся выступить адвокатом иудаизма на знаменитом диспуте в Тортосе, углубил и распространил свою апологию иудаизма в «Книге основ». Своей длительной популярностью эта книга обязана легкости стиля и ясности изложения, а информацию автор черпал у Маймонида, Крескаса и Фомы Аквинского. Исаак Абраванель комментировал Библию, а тем временем по полуострову распространялся пожар, и в 1492 г. евреи были оттуда подло изгнаны. Этот государственный деятель был глубоким теологом, сумевшим ввести в свой труд апокалипсические параметры своего времени.