Get Adobe Flash player
iud09 iud24 iud34 iud03 iud10 iud19

Орел синагоги

Моисей Маймонид. Через изменения, идентичные тем, что наблюдаются в исламе, в философской информации иудеев Испании аристотелизм постепенно направляет свое внимание на калам и неоплатонизм. «Возвышенная вера» Авраама ибн Дауда — первый трактат, в котором проявились новые тенденции. Они торжествовали победу в труде Моисея Маймонида, свет которого распространился далеко за границы гетто. Родившийся в Кордове, он бежал в Фес, затем в Каир. «Орел синагоги» осуществил самый мощный синтез аристотелизма и иудаизма. Маймоиид, врач и талмудист, в 90-х годах XII в. опубликовал свой шедевр «Путеводитель колеблющихся» — самый полный теологический итог раввинского иудаизма. Его труд направлен на разрешение противоречия, которое может возникнуть между философией и религией и послужить руководством для тех, кто между ними колеблется. Цель труда — показать, что вера Израиля и древнегреческая мудрость не только не являются непримиримыми врагами, но и близки в своей основе. Философская спекуляция — необходимый элемент мистического знания. Озарение интеллекта знает уровни, самый высокий из коих — пророческий экстаз. Следует также понимать язык Писания, некоторые принципы экзегезы которого автор излагает в начале трактата. Трактат охватывает широкий интеллектуальный пласт: доказательство существования и единства Бога, теорию символов действия, доказательство творения, учение о божественном провидении и человеческой свободе, учение о чуде и законы природы, теорию Откровения Торы и пророческое озарение, учение о предназначении души человека (совершенство которой по сути является умозрительно-духовным и выполняется в союзе, трансформированном из блаженного видения). Добродетель заключена в отделении себя от мира и своих страстей, чтобы прикрепиться к нерукотворному свету на пути к вечной жизни.