Get Adobe Flash player
iud34 iud19 iud30 iud12 iud10 iud09

Молитвенный дом

Раввин, который был обязан совершать литургию, был не более чем одним из прихожан, наиболее достойным руководить общей молитвой. Здесь все было отмечено Отсутствием, а отсюда часто — особенно во время больших празднеств — трагический характер Ожидания; тем не менее в упадке настоящего момента — воспоминания о прошедшей славе и надежда на последующее свершение обета. Молитвенный дом, учебный дом, синагога также была местом суда раввина, компетенция которого, разрешенная политической властью, распространялась на освобождение от налогов и акты гражданского состояния: свадьбы, разводы, наследство, левират и т. д. Таким образом, религиозный закон придавал группе общественную и почти независимую структуру, которая из века в век вносила свой вклад в поддержание ее индивидуальности и традиций.

Изгнание перевернуло значение литургии Израиля и глубоко изменило смысл синагогальных ритуалов. Жертвенный культ, существенный для библейского Откровения, составлял вершину отправляемого культа Бога Израиля. Разрушение Храма, единственного места в мире, где он мог чествоваться согласно Закону, изгнало его из действительности. Более того, в Израиле исчез сан священнослужителя. Иоханан бен Заккай делал серьезные попытки ввести передачу сана раввина (семиха, или рукоположение), но оно не имело ни того смысла, ни тон ценности, с тех пор как разрушение алтаря высушило источники сакральной жизни Израиля. Впрочем, достаточно скоро по указу Адриана был запрещен обряд: в результате потерявшая свой сакральный характер семиха превратилась в обычную санкцию в раввинском обучении; вместо ритуального акта, которым судебные полномочия передавались преемнику, она постепенно становилась эквивалентом диплома доктора права.