Get Adobe Flash player
iud03 iud34 iud09 iud19 iud10 iud01

Иудаизм изгнания

Талмуд придает новый рельеф основной догме характера, выявленного Торой Моисея, и подчеркивает «правоверность» иудаизма изгнания. Поскольку человек больше не может идти к Богу, изгнание которого отделило его вплоть до триумфа сына Давидова, Бог придет к человеку, полностью подчиненному его Закону, нашедшему в Зконе путь, истину и жизнь. Упразднение священничества и жертвоприношений, утрата Земли обетованной, то, что Израиль был раздавлен, — все это исказило Слово. По крайней мере, треть заветов, данных на Синае, стала неосуществимой. Отсюда острое усиление связей, которые должны объединить остатки народа, ведомого своей Торой.

У находящегося в одиночестве существует единственный выход. Иудей должен отказаться от собственной воли и жить в абсолютном подчинении воле Божьей, выраженной через Тору. Она известна через Библию и Талмуд, но для того, чтобы она стала Правилом жизни сообщества Израиля, из нее следовало вычленить основные законоположения и кодексы.

Гомилетическая1 часть Талмуда не ставит никаких проблем относительно веры. Только каноническая часть Талмуда считается совершенно обязательной для правоверного. Но необходимо было также выбирать среди противоречивых мнений раввинов, уточнять и — часто — определять, исходя из огромного наследия прошлого, каким должен быть Закон, приложимый ко всему Израилю. Этот выбор, отданный на откуп корпусу раввинов Закона, непререкаемому авторитету освободившегося от совсем недавно имевшей место дезорганизации, стал основной заботой иудаизма изгнания. От него зависело единство и выживание Израиля для таинственной встречи, которую Бог посулил ему в конце света. Отсюда суровая цензура, направленная против тех, кто предал бы единство кагала святого сообщества.