Get Adobe Flash player
iud19 iud30 iud09 iud12 iud01 iud10

Еврейские общины

С этого момента пророки предсказывают ход мировой истории как движение из тьмы к свету, от беззакония к справедливой любви Бога — знакомого, принятого, любимого, сияющего в превосходстве своего царства. Каковы бы ни были глубины падения, триумф и царствование Мессии, с уверенностью засвидетельствованные, остальное возвещает его царствование.

Уход из Вавилона (586—536 гг. до н. э.) был решающей вехой в истории Израиля. Появление диаспоры (разрозненные еврейские общины вне Земли обетованной) начинает обозначаться именно с этого времени.

Разрушение Навуходоносором в Земле обетованной Храма Соломона отмечает постоянный разрыв преемственности традиции. С этим событием совпадает завершение периода пророков. Их сменяют летописец и апокалиптический писатель — эта обширная литература продолжает и толкует библейское откровение, которому проповедники и Отцы церкви учат народ. Эсхатология, ангелология, демонология, учение о бессмертии души, надежда на приход Мессии и вера в его триумф, сын Давида и воскрешение из мертвых — вот основные мотивы учения Отцов церкви. Их главная забота — внедрение предписаний Торы в нравы народа, призванного воплотить в них свидетельство. Из этой тенденции вырастает огромная постбиблейская литература.

Иудейское царство, восстановленное после возвращения из Вавилона, было крошечным, но религиозная жизнь вокруг Храма была пылкой и духовно насыщенной. Нужно было ответить на вызов греко-римской культуры, сохранив аутентичность Израиля — пусть даже ценой синтеза, который испытал эллинистический иудаизм. Существование мощной и хорошо организованной диаспоры по периметру Средиземного моря придавало вселенское значение событиям, происходившим в Земле обетованной. Реставрированный Ездрой и Неемией иудаизм представлял собой возрождающуюся религию, в которой отсутствовало единообразие верований и религиозных ритуалов времен Исхода. Теологические разногласия школ, часто усугубленные политическим соперничеством, породили три большие партии, о которых с точностью можно сказать, что они представляют перманентные типы человеческого сознания. Это саддукеи, фарисеи и ессеи.