Get Adobe Flash player
iud34 iud24 iud19 iud30 iud10 iud09

Древнегреческая философия

Ислам не мог знать горечи подобной ситуации. Он был всемогущ в мире, широко завоеванном для монотеизма благодаря и конечном счете совпадающим усилиям синагоги и церкви. Он беспрепятственно мог вставать в конфронтацию с мудростью Афин. Встреча — это известно — оказалась блестящей и оплодотворила не только ислам, но и иудаизм и христианство. Основатели этих трех религий в конечном счете стали последователями исключительно Писания, данного в Откровении, чтобы создать, насколько было возможно, школу мудрецов Древней Греции. Иудеи, впрочем, внесли большой вклад в передачу и распространение своего учения. Вскоре раввины синагоги были неизбежно вовлечены в борьбу с расколами, им пришлось отвечать на подтасовки-и давление извне, чтобы оправдать свою веру, — или просто из любви к истине утверждать древние истины Синая на новом для них языке, языке теологии.

Распад гетто, сопровождаемый контактом с исламом, открыл возможность проникнуть в иудаизм достижениям греческой философии в арабском переводе. С этого момента Пифагор, Платон, Аристотель, Евклид, Плотин стали доступными для ребе синагоги. В трудах арабских философов осуществлялся за счет ислама синтез древнегреческой философии с монотеистической традицией, поскольку эту веру необходимо было рационально оправдать. В VIII веке мутазилизм победил в схватке с противниками учения и определил в философских рамках серьезные проблемы теологии: единство Бога, сотворение мира, свобода человека и Божий суд, проблема зла и возмездия за него. Мутазилиты в своих исследованиях использовали метод изучения калам, который, будучи применен к религиозному учению, дал рождение тому, что назвали «теологией». Влияние мутазилизма и калама сохранилось и в отношении чистой теологии.

В определенном смысле еврейский народ был теологом с самых своих истоков. Тем не менее изложение в виде философского аргумента Откровения, свет которого ои чувствовал, не было его призванием. Срочной, первоочередной мерой евреи считали получение Слова и подчинение его приказу. Отсюда оригинальные разработки Мишны, Талмуда, масор.