Get Adobe Flash player
iud34 iud10 iud03 iud24 iud12 iud30

Берлинские салоны

Но система, которая выстояла сквозь века и империи, преследования и резню, затрещала по всем швам, как только народы начали открываться перед Израилем. Сумасшедшая надежда на безудержное приятие неожиданно породила тенденцию взорвать изнутри гетто, которое до этого вело свои заседания ири закрытых дверях. И пока выполнялась роль стимулятора повышения экономического статуса евреев в обществе, внутри иудаизма зародились новые религиозные позиции.

Первопроходчик появился в Германии — Мозес Мендельсон. Сын скромного переписчика свитков Торы и Талмуда изучал немецкий, французский, английский языки, латынь, математику и философию в Берлине. Этого оказалось достаточно, того чтобы начать ту революцию, которую его перевод и комментарий Пятикнижия произвели в Германии. Его «Иерусалим» заново интерпретировал иудаизм, связав его с новыми идеями: это уже была не’религия Слова, данного в Откровении, а обязательное законодательство, которое утверждало свободу совести для каждого.

Пока движение реформации распространялось в берлинских салонах, во Франции Наполеон поддержал его: сколь торжественно, столь и неожиданно, — в 1807 году, собрав в Париже ассамблею, на которую были созваны еврейские нотабли и раввины, и дав съезду название Великий синедрион. Император вдохновил собрание на декларации, определившие новый статус раскрепощенного иудаизма. Было официально заявлено о том, что «еврейской национальности» больше не существует, было отвергнуто все то, что в Моисеевой Торе могло противоречить гражданскому закону, и была принесена клятва в вечной преданности Родине. Евреи из гетто становились гражданами израилитской конфессииг, управляемыми впредь консисториями, которые обязывались, управляя религиозными делами, соблюдать уважение к государственным законам. В этой области наполеоновская реформа, как и во многих других, имела самые оталенные и устойчивые последствия.