Get Adobe Flash player
iud01 iud19 iud10 iud24 iud09 iud34

Атмосфера свободной Америки

В атмосфере свободной Америки, где евреи не должны были, как это имело место в Германии, яростно завоевывать и отстаивать свои гражданские права, они смогли избежать перегибов — вплоть до извращений, — имевших место в немецком реформизме. В 1855 году Кливлендская конференция признала авторитет основных положений Талмуда, вызвав внутри движения реформации раскол между Востоком и Западом, затянувшийся на десятилетия (его инициатор — Давид Эйнхорн, 1809—1879). Периодические раввинские конференции (Филадельфия, 1869; Питсбург, 1875; Колумбус, 1937) обеспечили расцвет еврейской реформации, которая в Соединенных Штатах охватила около 600 общин.

Контрреформация. Сам дьявол, возникни он из ада, не смог бы оказать большее воздействие на традиционный иудаизм, чем возникновение немецкой реформации. Безжалостные баталии развязывалась повсюду, где современные тенденции пытались с большей или меньшей удачей формулировать свои новые религиозные определения. В столкновениях не отступали ни перед какими средствами: в ход пускались доносы властям, отказ проводить обряды погребения и даже серьезное насилие. Вступая в столкновение, Гейгер провозгласил лозунг «Нужно обезглавить гндру». Гидра яростно защищалась, и реформации не удалось стать в Европе массовым движением. Она так и не смогла проникнуть в великие цитадели иудаизма Польши и России, Востока н Африки. Она слишком соответствовала чаяниям интеллектуальной элиты ответить интересам раскрепощенной буржуазии, избавившейся от анафемы гетто. Раввинское учение повсюду удерживало, насколько могло упорно, утрачиваемые позиции. Кампания контрреформации, развязанная там, где возникли нововведения, вопреки им укрепила это учение в твердой интеграции; в глазах последней «Шулхан арух» имел даже более обязательную ценность, чем Тора Моисеева. Великие учителя талмудизма и хасидизма слишком хорошо осознавали тщетность века и мира, чтобы согласиться изменить диалог, может быть слишком высокий для восприятия человеческим ухом, о том, что Бог Израиля по-прежнему посылает ему испытания.